Японский полтергейст.

 

Вадим Поселковский, "А+С" 12.1998.

 http://express.irk.ru

 

Мы живем не по средствам - сказал как-то господин Кириенко, а на следующий день в стране разразился финансовый кризис. Пока жили не по средствам, я успел купить японский автомобиль second hand с конченой подвеской, и заново отремонтировать задние стойки. Благо, жизнь "не по средствам" дозволила подобрать со вкусом новые детали по высоким, но все-таки реальным ценам... ...И стойки, и пружины. Запланированный на осень ремонт передней подвески отложен. Видимо, до времен, когда страна опять начнет расходовать не по доходам. А пока светлое будущее не наступило, о переходном периоде мне живо будет напоминать Nissan Sunny с половинчатым характером на ходу. Понимая, что планы рухнули не только у меня, позволю поделиться скромным опытом, что касается ремонта подвески. Так, на будущее.

Пролог.

Автомобили Nissan прошлых поколений, по накопленным мнениям, не отличаются надежностью подвески. Общеизвестно также, что все пассажирские автомобили с японского рынка всегда несли одну очень "жирную" печать особенностей национального автомобилестроения - маленькие значения грузоподъемности. Отчего "под нами" машины сильно проседают на своих тоненьких мягоньких пружинах.

Например, снаряженная масса моего Sunny составляет 990 кг, а полная - всего 1275. Так пропечатано в ПТС. Такие же значения заявлены в каталогах по японским автомобилям для японского рынка. Прибавьте к этому врожденный порок всех иномарок - низкий клиренс, а равно как издержки возраста, и все. Не стоит потом удивляться, почему это старенький праворульный "японец", загруженный по нормальным российским меркам , больше похож на раздавленный помидор, нежели на машину.

Так что, осознанно покупая Sunny 1990 года выпуска, приходилось думать о возможных вложениях в "адаптацию" подвески. И не зря говорят, что мысли материальны. Никак не ожидалось, что тратиться на "адаптацию" придется очень даже скоро.

Завязка.

Первый сигнал к этому постучался сразу после покупки. В буквальном смысле. Правая стойка независимой задней подвески вдруг очнулась и заговорила на азбуке Морзе: тук, тук-тук, тук-тук-тук. Вот обидно. При покупке машину на всех скоростных режимах терзали четыре взрослых мужика. Все о'кей. А "морзянка" прорезалась потом. Сначала едва слышно, только при маневрах на месте или троганьи, когда нет шумов движения, не играет музыка, не разговаривают пассажиры.

Вообще, звуки были из разряда мистических. Например, их не удавалось вызвать раскачиванием кузова руками. Хотя многие сочувствующие старались так, что на крыле остались вмятины от ладоней. "Эксперты" сходились во мнении, что это происки японского полтергейста (по нашему - "барабашки") и чтоб я поменьше обращал внимание на всякую нечисть. Но день ото дня "барабашка" все настойчивей прошивал эфир сигналами SOS. "Передатчик" начал включаться при посадке-высадке, его мощность усиливалась, а к трем тысячам пробега тревожные постукивания различались уже на ходу, особенно на неровной дороге, и уже в лихорадочном темпе. Причем, при "ручной" раскачке кузова подвеска упорно продолжала молчать. Садишься - постукивает, качнешь корму - тишина. Но то, что это был не полтергейст, убеждали глаза - стойка грустно истекала маслом.

Неизвестно, сколько бы это тянулось, тем более, что подвеска продолжала сносно гасить колебания, но покоя не давало еще одно обстоятельство - реакция на загрузку. Как-то на даче уселось четверо взрослых, ребенок, багажник заполнился урожаем. Я глянул на задок. Кузов осел так, что скрыл верхнюю кромку задних колес, а сами колеса беспомощно раскорячились, как пьяные. Казалось, штампованные рычажки независимой подвески на грани того, чтобы сломаться. На скорости 3 км/час прополз по дачным буеракам, рискуя их сравнять, на асфальте в пологих ямах задок проваливался почти до пробоя, а подвеска уже издавала целый сонм звуков - стуки, скрипы, хрипы. Должно быть, предсмертные. Этот эпизод толкнул на решительные действия.

Лирическое отступление.

 Из дешевизны можно было обратиться в некую "контору", где отремонтировали бы вытекшую стойку и продлили ее жизнь на несколько месяцев, если повезет - на полгода или даже побольше. Но проблему хотелось решить комплексно. Обе старые стойки - вон, а заодно и пружины. Поставить все новое.

Никого, думаю, не удивлю, что выбор главных деталей подвески пришелся на изделия Моnrое и Kilen соответственно. Да не просто хотелось новых изделий, а непременно передовых. От Моnrое нацелен был попробовать газонаполненные стойки Sensa-trac. В них привлекали широко разрекламированные свойства двойного действия. Небольшая проточка в рабочем цилиндре Sensa-trac должна обеспечивать плавное движение на нормальной дороге, когда ходы штока амортизатора минимальны, а в экстренных условиях: торможение, переставки, скоростные повороты, крупные неровности - такой амортизатор должен крепко держать дорогу, как полагается газонаполненному.

Тяга к новому не знала границ. Передовое от Моnrое страстно хотелось смешать с новинкой от шведских пружин Kilen. К тому времени для легковых автомобилей наряду со стандартными появились пружины грузовые. Да не абы какие, а специальные. Пружина из более толстого прута навита поступательно, и так же, как Моnrое Sensa-Trac, подразумевала двойное действие. По теории, в порожнем виде автомобиль "сидит" на витках с мелким шагом , что дает плавный, обычный для данной машины ход, а при нагрузке эти витки сжимаются, масса автомобиля "переходит" на витки с большим шагом, которые своей упругостью не дают машине ни просесть, ни сделать пробой. Причем, чем больше нагрузка, тем пружины больше сопротивляются. В рекламном буклете написано: "при максимальной нагрузке разница в силе сжатия грузовой пружины и стандартной составляет 40 %". И еще: "они предназначены для тех автомобилей, которые иногда тяжело загружаются". Каково? Не об этом ли я мечтал, когда вытирал скупую слезу при виде перегруженной машины на старых пружинах? А перспектива скрестить их с Моnrое Sensa-trac? Решено бесповоротно.

Обращаюсь в фирменную торговлю и к своей радости нахожу для Sunny с кузовом FB13 и нужные стойки, и пружины. Правда, еще докризисные цены и конъюнктура несколько озадачили. Задняя стойка Sensa-trac стоила около 1200 рублей. Обычная газонаполненная ненамного дешевле. Гидравлических в продаже на тот момент не оказалось, но и они стоили около 1000 рублей. Вставных патронов для этих стоек у Моnrое не бывает вообще. Получается, весь расклад говорил в пользу Sensa-trac, хотя цена, честно говоря, показалась высокой. Пружины для Sunny тоже оказались на выбор, стандартные и грузовые. Последние стоили около 500 рублей за штуку, что примерно на 20 % дороже, чем стандартные. В последний раз поразмыслив о том, а стоит ли игра свеч, не предпочесть ли экзотике традиционный товар, решил не отступать и раскошелился почти на 3500 рублей, прикупив в нагрузку обязательные защитные чехлы.

Кульминация.

Устанавливали в РМЗ. Кажется, это опорный сервис фирмы "Интеравто", что продает стойки с пружинами и предлагает установку. Без ложной доли лести скажу - сервис понравился. Деловая обстановка, культурный прием. С удовольствием загоняю машину на подъемник и трепетно передаю красивые коробки с железом в руки механиков. Но потом сникаю. На лицах механиков явный скепсис в отношении коробки с названием Cargo Coils (грузовые пружины). Меня предупреждают, что если я не собираюсь зарабатывать на хлеб перевозкой китайских баулов на рынок, то лучше отказаться от этих пружин и остановиться на родных. Почему? Потому что грузовая пружина не совсем благоприятно сказывается на работе амортизатора, когда машина не за гружена, особенно на такте отбоя. Из объяснений я понял, что амортизатор не срабатывает в должном режиме, и это сокращает его ресурс. Возить баулы я не собирался, и вообще в загруженном виде машина бывает лишь от случая к случаю. И тем не менее не передумал попробовать столь загадочный коктейль из амортизаторов и пружин с двойным действием.

Первую улыбку мальчишеской радости лицо выдало, когда машина "встала" с подъемника на пол. И без этого не низкий задок теперь поднялся еще выше, сантиметров на 6-7. На фоне грязных колесных ниш бесстыдно оголились сверкающие черным лаком стойки. С полсотни километров пожинать ощущения новизны пришлось единолично. А точнее, пожинать тишину и мягкий голос задней подвески на неровностях. Признаюсь, душа пела. Я не только хорошо прохватил по трассе, но старался не объезжать всякие мелкие и крупные неровности в городе. И пришел к такому выводу. Да, без нагрузки эти пружины и в самом деле не назовешь жесткими, если учесть, что работают они в паре с новыми газонаполненными стойками. Но этот самый комфортный ход пружины, на витках с мелким шагом, оказался небольшим. Безобидные неровности типа "асфальтовая заплата" или "сливной люк" переносились едва ли жестче, чем на старой подвеске. Более того - приятней. С этакой молодецкой упругостью, со здоровой, вовсе не агрессивной силой. В общем, вполне комфортно. Но стоило на скорости заехать в ямку посерьезней, как задок взбрыкивал уже ощутимо. Машина в таких условиях стала походить на странного зверька, подобного зайцу. Проезжая канаву, она жалко сучила передними ущербными лапками и мощно отталкивалась огромными задними. Сидя на передних сиденьях, как раз в центре базы, такой дисбаланс в работе подвесок переносился не тяжело. Но трехлетний ребенок на заднем сиденье, когда под колесами дорога со времен первых иркутских поселенцев, сидел как бубенчик. Нет, на крупных неровностях задок машины вовсе не подбрасывало так, чтобы учить будущих ковбоев объезжать мустангов. Амортизаторы свое дело делали. Просто большой ход подвески на скоростях сопровождался коротким жестким толчком. С различными нагрузками машина вела себя прелюбопытно. Чем больше груза - два, три, четыре человека, люди с багажом, тем заметней сокращалась просадка задней подвески. На глазах подтверждались слова из буклета о разнице в силе сжатия. И пружины при этом сохраняли жесткость! Вроде, полный салон людей, на стандартных пружинах машина ехала бы мягко, раскачиваясь на волнах и доводя подвеску до пробоя на колдобинах. А тут надежная упругость на любых неровностях и приличный запас клиренса! Это в деле "грузовые" витки пружин, сопротивление которых растет по мере нагрузки и подкреплено силой амортизаторов. Ни кренов, ни раскачек, ни пробоев. Выкинул пассажиров и груз, едешь один, а на тебя работают "комфортные" витки пружин и "комфортная" зона амортизаторов Sensa-trac. Отлично! Блеск! Гениально! Да такие пружины просто чудо-находка именно для тех, кто часто гоняет машину груженой. Особенно хорошо будет, если часто приходится таскать прицеп.

Но с такими, как я, которые как раз только "иногда тяжело загружаются", возникают "промежуточные" неудобства. Смысл в том, что при средней нагрузке, когда в салоне три взрослых человека, пружины уже предельно сжаты на "мягких" витках и любые неровности передают на кузов жесткими толчками "грузовых" витков, сила упругости которых еще не подавлена "хорошим" грузом. Попытки заднего пассажира заговорить на каменистой дорожке или "стиральной доске" асфальта сопровождались заиканиями и проглатыванием согласных. Ребенок прикусывал язык, кошку тошнило и рвало. В общем, как всякий продукт из цивилизованной страны, грузовая пружина Kilen по части комфорта особенно хороша будет на цивилизованных дорогах, где отсутствие колдобин не обостряет противоречий в этом универсальном изделии. И тем не менее, такая подвеска мне очень понравилась.

Езжу я, в основном, один. Нравилась тем, что одному или двоим хватало комфорта и в то же время радовал огромный запас энергоемкости. Радовал клиренс, который теперь стал как бы автоматически регулируемый, почти не изменяемый при больших загрузках. Несмотря на предупреждения механиков, я бы с радостью эксплуатировал машину дальше, но... Опятъ объявился полтергейст! Опять в задней подвеске и сначала очень осторожно. Когда ехал один, было все нормально. Но только задок немного загружался, на неровностях задняя подвеска начинала издавать звуки. Куда более жуткие, чем перестук старой стойки. Раздавался скрежет стали о сталь. Так иногда колеса вагонов режут рельс на стрелке. Буквально с километрами скрежет становился сильнее, а с большой нагрузкой и на больших колдобинах он стал когтями драть сердце, особенно тех, кто сидел на заднем сиденье. И опять, хоть закачай задок руками, на месте подвеска молчала. Полтергейст требовал разгадки, и на 220-м километре после обновки пришлось возвращаться к своим "уфологам" - механикам из РМЗ.

Развязка.

 Они выслушали с тем терпеливым вниманием, с каким слушают воспитанные люди бред придурковатых личностей. Ни с чем подобным они до сих пор не встречались, хотя не на один автомобиль уже ставили такие пружины. Слава богу, долго объяснять не дали, а предложили прокатиться. Я посадил механика на заднее сиденье и повез по самым примечательным кочкам. Полтергейст не подвел - механик сполна хлебнул все его зверские звуки. И дюже озадачился. Мы змеей обвивали стойку и неистово качали машину, чтобы понять, в чем дело. Единственно, что удалось "выкачать" на месте, это пощелкивание "комфортных" витков пружин друг от друга при сильном сжатии. Было очевидно, что рабочий ход мягких витков очень мал. О том, что витки контактировали друг с другом в движении, говорила и стертая в этих местах краска. Вроде, все ясно, но почему на ходу раздаются такие скрежеты, когда при качках на месте только легкие пощелкивания? Пружины, по всему видно, были установлены правильно и они соответствовали моему автомобилю. Тогда в чем дело, если до сих пор подобных проблем с другими клиентами не возникало?

Решено было снять эти пружины и поставить стандартные. Сравнить. Только к родным старым я возвращаться не собирался, а взял новые, тоже Kilen. Дабы собственноручно убедиться в том, что старые пружины за восемь лет потеряли свою упругость, перед установкой сравнил их. Так и есть, новые сжимались заметно труднее, хотя гораздо легче, чем грузовые. Когда поставили, задок машины стал немного ниже, чем с грузовыми пружинами, и все-таки выше, чем с родными. Скрежеты исчезли. Куда, так и осталось в предположениях - на ходу подвеска каким-то особым образом передавала взаимодействие "мягких" витков пружины. Возможно, это было связано с нарушениями в геометрии подвески, элементарным износом креплений рычагов и т. д. В общем, мистика, полтергейст, объяснить который точно никто и не смог.

Тем не менее, был повод побыстрей забыть об этом опыте - вместо грузовых пружин без проблем встали новенькие стандартные и появилась возможность более точно оценить работу Моnrое Sensa-trac. Ведь грузовые своим грубым характером "давили" истинные качества амортизаторов. И действительно, все изменилось. Теперь машина куда ровней и мягче стала проезжать неровности. Излишне жесткие толчки в задней подвеске исчезли, машина казалась более сбалансированной. Однако вместо того, чтобы в полной мере ощутить двойные характеристики Sensa-trac, по-прежнему ощущалось "раздвоение" автомобиля на дороге. Так, например, жесткие неровности передок проходил резко, громко, с дребезгом подвески и передней панели салона, а задок проглатывал это сдержанно, с гулкой отдачей на кузов, с крепкой и надежной упругостью. В пологих ямах или на волнах асфальта передок бесшабашно нырял или подскакивал, а задок четко, спокойно, быстро гасил вертикальные ускорения. Одни и те же швы, сколы или трещины доходили до меня разными звуками: шлепал, как мокрая тряпка, передок и смачно отсекал кнутом задок, громыхал пустой бочкой нос и пудовой гирей отзывался хвост. Плюс ко всему, машина стала не в ладу сама с собой в скоростных поворотах. Передние колеса своевольничают и очень быстро дезертируют с намеченной траектории наружу поворота, а задние твердостью духа приклеены к дороге так, что о приближении сноса нет и намеков. Так что до конца понять все премудрости работы Sensa-trac не удавалось. Это трудно сделать только спиной и затылком. Но кое-что сказать можно. Конечно, по сравнению со старой подвеской новые стойки в комплекте с новыми пружинами - это как новый автомобиль. Сомнений нет. Может быть, нет смысла менять передние пружины, но задние сами просятся. Газонаполненные Sensa-trac с новыми пружинами хорошо держат дорогу, будь это скоростной поворот, струпья и "стиральная доска" асфальта или каменистая дорога. Мелкие дорожные зазубрины проходят на кузов бесшумно, мягко. Видимо, это и есть та самая "зона комфорта", что обеспечивает проточка в рабочем цилиндре Sensa-trac. Но, если я правильно "усек", зона комфорта не рассчитана на такие препятствия, как возвышающиеся колодцы, провалившиеся сливные люки или промоины. И это хорошо, иначе пробоя подвески на наших дорогах было бы не избежать. А так ты спокоен, любые крупные неровности эти стойки "обтекают" надежно и быстро гасят вертикальные колебания. Эти свойства сохраняются с нагрузкой до четырех взрослых человек.

Но пределы есть всему. Когда в машину "налезло" кроме меня четыре здоровых "лба", а это, получается, уже перегруз, то поездка вызвала легкое смятение. На ямах задок покачивался с опасной амплитудой и норовил сделать пробой. А разика два, в глубоких ямках, задние стойки туманно отозвались знакомым скрежетом. Пока это было единственное "отклонение" в работе новой подвески за девять тысяч ее пробега. Эпилог Впрочем, к этому времени стальные звуки и прочие стуки открытым текстом уже передавала передняя подвеска, в левой своей части. Так что с полтергейстом мы стали друзья. Наступит ли момент расставания, пока не известно. А за все время подвесочной эпопеи я сделал такие выводы.

 Все-таки, для успешных перевозок грузов на рынке японского second hand есть грузопассажирские универсалы. У них зависимые задние подвески, простые амортизаторы, высокие показатели грузоподъемности - от 400 до 500 кг. Вот где больше всего нужны грузовые пружины, если модель стандартно не оснащена листовыми рессорами, как, например, грузовые варианты Toyota Caldina или Corolla.

Для пассажирских моделей, если машина грузится от случая к случаю, оптимальным представляется установка новых амортизаторов с новыми стандартными пружинами. Не надо забывать, что на рынке сегодня есть и менее дорогие гидравлические амортизаторы, что в условиях кризиса может быть реальной альтернативой газонаполненным. И конечно, всегда есть выбор на свое усмотрение.

Например, по рассказам знаю об одном человеке, кто для своей машины покупает и устанавливает по одной новой стойке, по мере накопления денег. Вот бы у кого спросить об ощущениях.


| О себе | Nissan Sunny | Opel Astra | E-mail | Ссылки |
| Устройство, обслуживание, ремонт. |