Тормозные жидкости. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие сведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тормозные жидкости являются особой группой жидких рабочих сред для гидравлических систем в качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной системы автомобиля.
Тормозная жидкость - неотъемлемая часть гидравлической тормозной системы. Она является рабочим телом, передающим давление от главного тормозного цилиндра к колесным.
Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от 60-70oС при движении по шоссе до 100-120oС на горных дорогах. При интенсивном торможении и до 150oС. В случае, если тормозная жидкость закипит пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то о паре этого не скажешь. При нажатии на педаль пузырьки сжимаются, дробятся, схлопываются, растворяются в жидкости. Педаль становится мягкой, а то и вовсе проваливается, торможения не происходит. Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью. Снижение температуры кипения - не единственная тому причина. Влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время - и образованию ледяных пробок. Требования к тормозным жидкостям отражают стандарты, разработанные Международным объединением инженеров транспорта (SAE),а также в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История тормозных жидкостей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Большинство современных продуктов (в том числе и хорошо знакомые нам «Нева», «Томь» и «Роса») основано на гликолевых смесях. Напомним, что гликоли (диолы) - это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель «семейства» гликолей - хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый в антифризах. Но гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда...
Водители старшего поколения еще помнят БСК - тормозную жидкость красного цвета. Ее приготовляли из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта - БСК). Как только ни обзывали эту жидкость в публикациях последних лет! Самый мягкий эпитет - «дедовская». Действительно, для старых машин она вполне подходила, но при появлении современных скоростных автомобилей «вышла в тираж». Главная тому причина - низкая температура кипения - всего 115оС. Кроме того, на морозе вязкость БСК возрастает, что не согласуется с эксплуатационными нормами. ( ) Но есть у нее и плюсы. Так, БСК не впитывает влагу из воздуха, а значит, не провоцирует коррозию зеркала тормозных цилиндров. Благодаря касторовому маслу эта жидкость «дружит» с манжетами и уплотнениями. Она не ядовита, а если попадает на лакокрасочное покрытие, то не портит его. Однако в конце 80-х годов завод-изготовитель перешел на гликолевые смеси. Это было сделано с целью унификации «уазиков» с отечественным автопарком и для упрощения обслуживания - ведь гликолевые жидкости взаимозаменяемы. БСК и сегодня продается на рынках и дорожных развалах. Как уже говорилось, для современного автомобиля она не подходит, но в гаражном быту может пригодиться - например, для смазки замков, петель и консервации крепежа, ожидающего своего часа в жестянке из-под кофе. А теперь вернемся к тормозным жидкостям на гликолевой основе. Одно из главных их достоинств - высокая температура кипения. Первой отечественной жидкостью, созданной на гликолевой основе, считается ГТЖ-2. Найти ее сегодня непросто - да и не нужно. Температура кипения и морозостойкость ГТЖ-2 не дотягивают до современных норм, а токсичность и плохие антикоррозионные свойства довершают список недостатков. () Всем известная «Нева» создавалась на основе гликолевого эфира в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости - антикоррозионная присадка, приподнявшая планку качества. Но, увы, повышенная гигроскопичность хладнокровно ее опустила. Из-за активного набора влаги точка кипения довольно быстро приближается к критической, поэтому со сроками замены «Невы» ухо нужно держать востро. Сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится. На смену «Неве» пришла «родная сестричка» под именем «Томь». В состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир, но главный ее козырь - пакет целевых присадок. У «Томи» в сравнении с «Невой» улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют к массовому классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3. Еще более совершенный продукт отечественного гликолевого «семейства» - «Роса». Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок. Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4. Что касается импортных препаратов, то на сегодняшнем рынке они представлены очень широко. Изобилие и многообразие затрудняет выделение каких-либо определенных марок тормозных жидкостей зарубежного производства. Основной критерий здесь - соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля. Некоторые полезные сведения на этот счет можно почерпнуть из таблицы 2. И в заключение этого раздела несколько слов об экзотике. Известно, что некоторые автомобильные компании применяют тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат дольше «коллег», имеющих гликолевую «закваску». Однако эти жидкости распространены не очень широко, а потому здесь не рассматриваются. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ "HEBA" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТУ 6-01-34-93
|
Мой автомобиль Nissan Sunny |
|