Тормозные жидкости.

Общие сведения

          Тормозные жидкости являются особой группой жидких рабочих сред для гидравлических систем в качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной системы автомобиля. Тормозная жидкость - неотъемлемая часть гидравлической тормозной системы. Она является рабочим телом, передающим давление от главного тормозного цилиндра к колесным.
          Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от 60-70oС при движении по шоссе до 100-120oС на горных дорогах. При интенсивном торможении и до 150oС. В случае, если тормозная жидкость закипит пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то о паре этого не скажешь. При нажатии на педаль пузырьки сжимаются, дробятся, схлопываются, растворяются в жидкости. Педаль становится мягкой, а то и вовсе проваливается, торможения не происходит. Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью. Снижение температуры кипения - не единственная тому причина. Влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время - и образованию ледяных пробок. Требования к тормозным жидкостям отражают стандарты, разработанные Международным объединением инженеров транспорта (SAE),а также в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1
История тормозных жидкостей
          Большинство современных продуктов (в том числе и хорошо знакомые нам «Нева», «Томь» и «Роса») основано на гликолевых смесях. Напомним, что гликоли (диолы) - это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель «семейства» гликолей - хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый в антифризах. Но гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда...
           Водители старшего поколения еще помнят БСК - тормозную жидкость красного цвета. Ее приготовляли из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта - БСК).
           Как только ни обзывали эту жидкость в публикациях последних лет! Самый мягкий эпитет - «дедовская». Действительно, для старых машин она вполне подходила, но при появлении современных скоростных автомобилей «вышла в тираж». Главная тому причина - низкая температура кипения - всего 115оС. Кроме того, на морозе вязкость БСК возрастает, что не согласуется с эксплуатационными нормами. ( )
           Но есть у нее и плюсы. Так, БСК не впитывает влагу из воздуха, а значит, не провоцирует коррозию зеркала тормозных цилиндров. Благодаря касторовому маслу эта жидкость «дружит» с манжетами и уплотнениями. Она не ядовита, а если попадает на лакокрасочное покрытие, то не портит его.
           Однако в конце 80-х годов завод-изготовитель перешел на гликолевые смеси. Это было сделано с целью унификации «уазиков» с отечественным автопарком и для упрощения обслуживания - ведь гликолевые жидкости взаимозаменяемы.
           БСК и сегодня продается на рынках и дорожных развалах. Как уже говорилось, для современного автомобиля она не подходит, но в гаражном быту может пригодиться - например, для смазки замков, петель и консервации крепежа, ожидающего своего часа в жестянке из-под кофе.
           А теперь вернемся к тормозным жидкостям на гликолевой основе. Одно из главных их достоинств - высокая температура кипения.
           Первой отечественной жидкостью, созданной на гликолевой основе, считается ГТЖ-2. Найти ее сегодня непросто - да и не нужно. Температура кипения и морозостойкость ГТЖ-2 не дотягивают до современных норм, а токсичность и плохие антикоррозионные свойства довершают список недостатков. ()
           Всем известная «Нева» создавалась на основе гликолевого эфира в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости - антикоррозионная присадка, приподнявшая планку качества. Но, увы, повышенная гигроскопичность хладнокровно ее опустила. Из-за активного набора влаги точка кипения довольно быстро приближается к критической, поэтому со сроками замены «Невы» ухо нужно держать востро. Сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится.
           На смену «Неве» пришла «родная сестричка» под именем «Томь». В состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир, но главный ее козырь - пакет целевых присадок. У «Томи» в сравнении с «Невой» улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют к массовому классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3.
           Еще более совершенный продукт отечественного гликолевого «семейства» - «Роса». Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок. Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.
           Что касается импортных препаратов, то на сегодняшнем рынке они представлены очень широко. Изобилие и многообразие затрудняет выделение каких-либо определенных марок тормозных жидкостей зарубежного производства. Основной критерий здесь - соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля. Некоторые полезные сведения на этот счет можно почерпнуть из таблицы 2.
           И в заключение этого раздела несколько слов об экзотике. Известно, что некоторые автомобильные компании применяют тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат дольше «коллег», имеющих гликолевую «закваску». Однако эти жидкости распространены не очень широко, а потому здесь не рассматриваются.

ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ "HEBA"

ТУ 6-01-34-93

Наименование показателей

Марка А

Марка Б

Внешний вид

Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до светло-коричневого цвета

Вязкость кинематическая мм 2 /с (сСТ) при:

   

минус 40 оС, не более

1500

1500

плюс 5 0оС, не менее

5,0

5,0

плюс 100 оС, не менее

2,0

2,0

Низкотемпературные свойства:

а) состояние жидкости после выдержки при минус 40 о С в течение 6 суток

   

внешний вид

прозрачная жидкость без расслоения и осадка

время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, сек, не более

10

10

б) после выдержки жидкости при минус 50 о С в течение 6 часов:

   

внешний вид

прозрачная жидкость без расслоения и осадка

время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, сек, не более

35

35

Температура кипения, о С, не менее

200

195

Стабильность при высокой температуре, о С, не более

3

5

Температура кипения увлажненной жидкости, о С, не менее

140

137

Изменение свойств резины после старения в тормозной жидкости:

   

а) изменение объема резины марки 7-2462 при 70 о С, %, в пределах

2-10

2-10

или резины марки 51-1524 при 125 о С, %, в пределах

2-10

2-10

б) изменение внешнего вида резины

отсутствие клейкости и шелушения

в) изменение условной прочности резины марки 51-1524, %, не более

18

26

Показатель активности водородных ионов (рН), в пределах

7-11,5

7-11,5

Взаимодействие с металлами:

а) изменение массы пластинок, мг/см 2 , не более

- жесть белая

- сталь 10

- алюминиевый сплав, Д-16

- чугун СЧ 18-36

- латунь Л-63

- медь М-1

 

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

 

0,2

0,2

0,1

0,2

0,5

0,5

б) внешний вид пластинок

отсутствие признаков коррозии в виде точек, шероховатостей, видимых невооруженным глазом, отсутствие кристаллического остатка: допускается налет, легко стираемый хлопчатобумажной тканью и изменение цвета латунной и медной пластинок

в) состояние тормозной жидкости

отсутствие сгустков и кристаллов на стенках сосудов и на пластинках, допускается потемнение

г) значение показателя активности водородных ионов (рН) после испытаний в пределах

7-11,5

7-11,5

Совместимость с водой:

а) при минус 40 оС

внешний вид

время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости, сек, не более

б) при плюс 60 оС

внешний вид

 

прозрачная жидкость без расслоения и осадка

10 10

 

прозрачная жидкость без расслоения и осадка

Число омыления, мг КОН на 1 г продукта, в пределах

12-18

12-18

Испаряемость

массовая доля летучих веществ, %, не более

состояние остатка после испытания

состояние остатка при температуре минус 5 о С

70

отс. твердых частиц

подвижен

75

отс. твердых частиц

подвижен

Массовая доля механических примесей

отс.

отс.


| О себе | Nissan Sunny | Opel Astra | E-mail | Ссылки |
| Устройство, обслуживание, ремонт. |

Мой автомобиль Nissan Sunny